Общие показатели: снижение спроса на фоне общего падения рынка
За первые шесть месяцев 2025 года юридические лица в России приобрели 83,5 тыс. новых легковых автомобилей. По данным аналитиков, это составило 15,8% от общего объема продаж на рынке.
Однако доля корпоративных продаж продолжает сокращаться. В аналогичный период 2024 года компании покупали 16,8% от всех проданных машин. Основная причина снижения – общее падение автомобильного рынка. В январе–июне 2025 года россияне купили на 26% меньше легковых автомобилей, чем годом ранее. При этом спрос со стороны юрлиц упал еще сильнее – на 31%.
Бренды-лидеры: LADA сохраняет первенство, китайские марки набирают обороты
Несмотря на снижение продаж, LADA остается самым популярным брендом среди корпоративных клиентов. За полгода компании оформили 24,5 тыс. автомобилей марки.
Второе место с заметным отрывом занял Haval – 7,3 тыс. проданных машин. На третьей позиции расположился Chery с показателем 5,3 тыс. единиц. В пятерку лидеров также вошли:
Geely – 5,3 тыс. автомобилей (совпадает с Chery по объему)
Belgee – 3,7 тыс. автомобилей
Рост популярности китайских марок среди юрлиц связан с их доступной ценой, широкой дилерской сетью и адаптированностью к российским условиям.
ТОП-5 моделей: LADA доминирует, Haval Jolion – единственный иностранец в лидерах
Среди конкретных моделей ситуация еще более показательна: четыре из пяти самых продаваемых корпоративных автомобилей – LADA.
LADA Granta – 8,5 тыс. шт. (абсолютный лидер)
LADA Largus (универсал) – 5,1 тыс. шт.
LADA Niva Travel (внедорожник) – 4,2 тыс. шт.
LADA Vesta – 3,6 тыс. шт.
Haval Jolion (кроссовер) – 2,9 тыс. шт.
Единственный иностранный автомобиль в топе – Haval Jolion, что подтверждает растущий спрос на китайские кроссоверы в корпоративном сегменте.
Причины снижения корпоративных продаж
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, которые повлияли на сокращение спроса среди юрлиц:
Экономическая нестабильность – компании сокращают расходы на автопарки.
Дефицит некоторых моделей – логистические сложности и санкции ограничивают поставки.
Переориентация на подержанные автомобили – многие фирмы экономят, покупая машины с пробегом.
Снижение госзакупок – бюджетные организации закупают меньше транспорта.
Прогнозы на второе полугодие 2025 года
Аналитики ожидают, что рынок корпоративных продаж продолжит снижаться, но менее резко. Основные тренды:
Рост доли китайских брендов (Haval, Chery, Geely) за счет новых моделей.
Увеличение спроса на электромобили – компании начинают тестировать экологичный транспорт.
Развитие лизинговых программ – бизнес все чаще арендует авто вместо покупки.
Вывод
Рынок корпоративных продаж автомобилей в России переживает непростые времена, но структурные изменения уже видны. LADA сохраняет лидерство, но китайские марки постепенно усиливают позиции. Во втором полугодии ключевыми факторами станут ценовая доступность, наличие моделей на складах и государственная поддержка автопрома.
Фото«АВТОСТАТ»
О машинах и не только