Начало автомобильной промышленности в Советской России
После революции 1917 года и последующих гражданских войн промышленность в Советском Союзе находилась в запустении. Как появились автомобили? Страна пережила разрушительные последствия войн, и восстановление экономики стало крайне сложной задачей. Особенно трудно было восстанавливать отрасль автомобилестроения. До революции в Российской империи существовал только один крупный автомобильный завод — «Руссо-Балт», который находился в Риге. Однако после 1917 года Рига оказалась за пределами Советской России. Вопрос создания собственного производства стал актуальным как никогда, расскажем про первые советские автомобили.
«Руссо-Балт» модель С 24/40, выпуск 1922 г.
Проблемы и вызовы начала 1920-х годов
В начале 1920-х годов Советский Союз столкнулся с острым дефицитом собственных автомобилей. На тот момент автопарк был довольно разношерстным: в стране имелись машины, завезённые до революции, а также автомобили, захваченные в ходе военных действий. Примерно треть всего автопарка в СССР в начале 1920-х годов составляли автомобили фирмы «Форд», которая до революции имела представительства в России. В то время советская власть оказывала предпочтение тракторам и сельскохозяйственной технике, что также отразилось на потребностях страны в легковых автомобилях.
Интерес Генри Форда к Советскому Союзу
Генри Форд, знаменитый американский промышленник, известный своим инновационным подходом к производству автомобилей, вначале был настроен скептически к возможному сотрудничеству с Советским Союзом. Система советского социализма и централизованное планирование экономики были далеки от традиционной капиталистической модели, с которой Форд был привык работать. Тем не менее, его интерес к сотрудничеству с Советским Союзом сохранялся.
Форд долго размышлял над предложением советского правительства наладить в СССР производство автомобилей. Вопрос, который стоял перед ним, заключался в том, как выстроить отношения с государством, которое находилось в совершенно иной политической и экономической системе. Несмотря на свою осторожность, Форд, в конце концов, согласился рассматривать возможность такого сотрудничества.

Другие американские компании и их планы
Не только компания Форда проявляла интерес к советскому рынку. Другие американские автопроизводители, такие как «Додж» и «Виллис», также начали задумываться о производстве автомобилей в СССР. Они стремились воспользоваться потенциалом огромного советского рынка и активно обсуждали с советскими властями возможности совместного производства. Об этом они публиковали свои предложения в недавно организованном журнале «За рулём», который служил в качестве канала для связи между автомобильными компаниями и советской властью.

Решение о строительстве собственного завода
К 1928 году Генри Форд наконец согласился на предложение сотрудничества с Советским Союзом, однако конкурирующая с ним компания «Дженерал моторс» тоже заинтересовалась возможностью совместного производства автомобилей в СССР. «Дженерал моторс» предлагала организовать производство 12 500 автомобилей в год, а также предоставить техническое содействие, лицензию на свою модель и кредит.
Со своей стороны, Форд предложил организовать совместное предприятие, при этом он был готов вложить часть своих средств в строительство завода мощностью 100 000 машин в год. Однако советское руководство, несмотря на настоятельную потребность в новых автомобилях, проявило осторожность. Вопрос о том, кто будет контролировать новый завод и как это повлияет на политическую и экономическую свободу, был слишком важным для того, чтобы доверить строительство иностранным компаниям.
В итоге советская власть решила создать автомобильный завод под Нижним Новгородом своими силами, не полагаясь на чужие капиталовложения и влияния. При этом сотрудничество с Фордом не было разорвано. Советское руководство предложило Форд техническую помощь в строительстве завода и передачу прав на производство одной из моделей машин в СССР.

Соглашение с Фордами: Первые шаги к строительству завода
Советский Союз предложил Форду схему сотрудничества, по которой американская компания предоставляла техническую помощь и передавала право на производство автомобилей, а также отправляла специалистов для стажировки на своих заводах. Взамен СССР обязался приобрести 72 000 комплектов деталей для сборки автомобилей, что составило примерно 72 миллиона рублей. Срок технического сотрудничества был установлен на девять лет.
Подобная схема сотрудничества позволила Советскому Союзу быстро наладить производство автомобилей, собирая их из комплектующих, поставляемых из США. В феврале 1930 года с Нижегородского завода «Гудок Октября» выехали первые автомобили, собранные по американской технологии, но с советской сборкой.
Строительство нового автозавода: ГАЗ
Параллельно с этим активно строился новый автозавод, который впоследствии стал знаменитым как «ГАЗ» (Горьковский автомобильный завод). Завод был основан с целью создания нового отечественного автопрома, и в 1932 году он начал выпуск автомобилей. «ГАЗ» стал основным центром советского автомобилестроения, на котором производились как легковые автомобили, так и грузовики. Этот завод ознаменовал собой новую эпоху в истории советской промышленности, и его продукция становилась всё более востребованной как внутри страны, так и за её пределами.
Продукция «ГАЗ»: 10 миллионов автомобилей
Завод продолжал наращивать свои мощности, а к весне 1981 года, спустя 49 лет после своего основания, в его цехах был собран 10-миллионный советский автомобиль. Этот показатель стал символом успеха отечественного автопрома и свидетельствовал о достижениях советской промышленности в производстве автомобилей.

Влияние на развитие автопрома в Советском Союзе
Процесс создания и развития автомобильной промышленности в Советском Союзе не был быстрым. Однако он стал возможен благодаря решению советского правительства строить заводы и наладить сборку автомобилей своими силами. В результате страна получила не только отечественные автомобили, но и целую индустрию, которая способствовала развитию других отраслей и обеспечивала потребности населения в транспортных средствах.
Завод «ГАЗ» стал основой для развития всей автомобильной промышленности, производя не только легковые машины, но и грузовые автомобили, которые активно использовались в промышленности, сельском хозяйстве и армии.