ЗИС-5 как появился советский грузовик?

Рождение автомобильной промышленности в СССР

Автомобильная промышленность Советского Союза начала развиваться в конце 1920-х годов. Когда страна столкнулась с потребностью в создании надежных и доступных машин для удовлетворения нужд промышленности и граждан. До этого момента автомобильный парк СССР был весьма разнообразным, включающим машины разных мировых производителей, что создавало трудности в обслуживании и ремонте. Руководство страны поставило перед отечественными инженерами задачу — создать автомобили, которые будут отвечать потребностям страны, но при этом будут простыми в обслуживании и эксплуатации. Цель состояла не только в разработке одного типа машины, но и в создании универсального и доступного транспортного средства для различных нужд. ЗИС-5

ЗИС-5

Фото: ru.wikipedia.org

Появление грузовика АМО и ЗИС-5

Первым значимым шагом в этом направлении стал грузовик серии АМО, который стал первым крупносерийным советским грузовиком. Он был разработан на основе американского автомобиля «Форд», что отражает начало применения зарубежных технологий для создания отечественных машин. Однако, вскоре отечественная промышленность была готова к созданию полностью советского грузовика, который мог бы стать основой автопарка страны.

ЗИС-5, выпущенный в 1933 году, стал первым настоящим советским грузовиком, созданным с нуля. Главным конструктором этого автомобиля стал инженер Евгений Ильич Важинский. Интересный факт: ЗИС-5 был выпущен в массовое производство без предварительного создания опытного образца, что стало возможным благодаря использованию простых и проверенных деталей. Это решение позволило ускорить процесс производства и сразу начать поставки машин на рынок.

ЗИС-5
Советские бойцы на грузовиках ЗиС-5 из Москвы отправляются на фронт
Фото: Наум Грановский, warallbum.ru

Характеристики ЗИС-5

ЗИС-5 был разработан как грузовик универсального назначения, рассчитанный на перевозку грузов массой до трех тонн. У автомобиля была деревянная кабина, обшитая жестью, что отражало простоту и доступность конструкции. Для амортизации использовались полуэллиптические рессоры, а двигатель мощностью 73 лошадиные силы был достаточно слабым по современным меркам, но подходил для того времени.

С момента запуска ЗИС-5 на конвейер 1 октября 1933 года, грузовик оказался успешным и быстро стал основой советского автопарка. Особенно активно его начали использовать в армии, где к июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии было 104 тысячи этих машин.

Военное время: ЗИС-5 на фронте

Когда началась Великая Отечественная война, почти все гражданские грузовики ЗИС-5 были переоборудованы для нужд фронта. Эти машины использовались для транспортировки пехоты, боеприпасов и как тягачи для орудий. ЗИС-5 стал важной частью логистики советской армии, обеспечивая мобилизацию войск и снабжение фронта.

Однако с приближением немецких войск к Москве, правительство приняло решение эвакуировать производство ЗИС-5 в глубокий тыл. 15 октября 1941 года производство на заводе в Москве было приостановлено, и все оборудование было перевезено в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Эвакуация была проведена в кратчайшие сроки — для транспортировки понадобилось 7708 вагонов.

Восстановление производства

Производство грузовиков ЗИС было возобновлено в Москве только в июне 1942 года, но в это время в Ульяновске и Миассе уже начали собирать новые партии машин. Эти заводы начали выпускать ЗИС-5 и другие автомобили, которые были критически важны для снабжения фронта. В Челябинске же производились двигатели и коробки передач для этих заводов.

Заводы показали высокую степень мобилизации, а несмотря на сложности и ограничения военного времени, производственные мощности Советского Союза смогли обеспечить фронт необходимым количеством техники.

ЗИС-5
Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5 В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе
Фото: warallbum.ru

ЗИС-5 В: Упрощенная версия для фронта

В условиях войны, когда приходилось работать в условиях дефицита материалов и повышенной нагрузки на производство, грузовики ЗИС-5 подверглись некоторым изменениям. Модификация, получившая название ЗИС-5В, отличалась упрощенной конструкцией. Эти изменения касались в основном внешнего вида и деталей, не влияющих на работу двигателя и трансмиссии.

Так, на ЗИС-5В установлена всего одна фара, расположенная слева. Кабина водителя стала деревянной, без металлической обшивки, а передние крылья приобрели плоскую форму, в отличие от изогнутых на обычной модели. Задний борт стал откидным, а тормоза действовали только на задние колеса. Несмотря на такие изменения, двигатель и трансмиссия остались без изменений, что позволило сохранить работоспособность и проходимость автомобиля.

Интересно, что немецкие солдаты, захватывая советские машины, не раз высоко оценивали простоту и проходимость ЗИС-5, отмечая его надежность и хорошую адаптацию к сложным условиям.

ЗИС-5
Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В
Фото: Аркадий Шайхет, warallbum.ru

Долговечность и улучшения ЗИС-5

ЗИС-5 и его модификация ЗИС-5В оставались в эксплуатации еще долгие годы после окончания войны. В Миассе продолжали выпускать эти машины до 1958 года, и с каждым годом их качество только улучшалось. С окончанием войны и переходом к мирному времени, конструкторы и инженеры начали улучшать проверенные модели, внедряя новые технологии и улучшая конструкцию.

Грузовики ЗИС-5 использовались в различных сферах, в том числе в сельском хозяйстве, на строительных объектах и в городских перевозках. Официально эти машины продолжали работать на советских дорогах до середины 1970-х годов, что свидетельствует о невероятной долговечности и надежности этих автомобилей.

Завершение истории и наследие ЗИС-5

Сейчас ЗИС-5 вездеход внедорожник и его модификации можно встретить в кино, на военно-исторических выставках, где они становятся символом эпохи и свидетельством того, как автомобильная промышленность СССР смогла справиться с вызовами своего времени. Эти машины остаются важной частью автомобильной истории страны, а их образ можно считать частью наследия советской индустрии.

На сегодняшний день грузовики ЗИС-5 стали настоящими историческими реликвиями, которые олицетворяют не только технические достижения того времени, но и ту решимость и стойкость, с которой страна справлялась с трудностями войны и послевоенного восстановления.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest