Мотоциклисты без ОСАГО

Центральный Банк России публикует неутешительную статистику – только каждый шестой мотоциклист покупает ОСАГО на свой мотоцикл. Это самый низкий показатель за последние пять лет. Страховщики по-прежнему жалуются на очень высокую убыточность ОСАГО для мотоциклов, а мотоциклисты — на проблемы с оформлением полисов.

Мотоциклисты

Где покупают больше всего полисов

В 2023 году на мотоциклы было оформлено 356 559 полисов ОСАГО, такую статистику приводит ЦБ РФ. Основываясь на данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Это в 6,4 раза меньше количества зарегистрированных мотоциклов. По данным ГАИ мотоциклов в России примерно 2,3 миллиона.

Наибольшее количество договоров ОСАГО на мотоциклы заключают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. При этом лидером по количеству зарегистрированной мототехники является Краснодарский край (110,6 тыс. штук), на втором месте Москва (94,9 тыс. шт.), Московская область седьмая по счету (71,7 тыс. шт.), а Санкт-Петербург не вошел в топ-10 регионов по этому показателю.

В Москве количество оформленных полисов существенно меньше количества числящейся на учете мототехники. Ситуация в ОСАГО в Краснодарском крае и вовсе катастрофическая — доля региона всего 3,5%, то есть на более чем 110 000 мотоциклов приходилось 12 000 полисов ОСАГО.

При этом средняя премия ОСАГО в Краснодарском крае в 2023 году была ниже, чем в Москве, — 1991 против 2873 рублей. В среднем по стране стоимость полиса ОСАГО составила 2210 рублей, что на 568 рублей больше, чем в 2022 году. Несмотря на подорожание, ОСАГО для мотоциклистов остается весьма доступным и не дорогим. Подавляющее большинство мотовладельцев оформляют страховку на целый год, хотя ездят всего несколько месяцев. Это связано не столько с доступностью полисов, сколько с проблемами оформления ОСАГО.

Трудности возникают с началом мотосезона

Проблемы с оформлением полиса ОСАГО возникают с началом мотосезона. Очень часто система либо зависает, либо не удается внести данные по модели мотоцикла, либо вообще на сайте страховщика нет возможности в типе транспортного средства указать «мотоцикл».

За доступностью ОСАГО следит и ЦБ. Например, в прошлом году он оштрафовал «Росгосстрах» за незаконный отказ от заключения договора по статье 15.34.1 КоАП РФ на 120 000 рублей. По данным Агентства страховых новостей, мотовладелец из Пскова пытался купить полис в одном из местных офисов компании. В день обращения полис ему не выдали, предложив прийти в офис повторно через 18 дней на оформление договора. После этого мотовладелец обратился с жалобой в ЦБ РФ. «Росгосстрах» пыталась оспорить штраф в суде, но суд подтвердил правоту регулятора. Отягчающим обстоятельством для Страховщика стало наличие аналогичных нарушений в другие периоды.

В апреле 2022 года начал работать перестраховочный пул, в который передаются договоры из высокоубыточного сегмента рынка. В результате для владельца мотоцикла процесс заключения договора не представляет каких-то сложностей — его можно оформить на сайте или в офисе страховой компании. Если по мнению страховщика данный мотоциклист относится к высокоубыточной категории, этот договор передается в перестраховочный пул и будущие выплаты по договору распределяются равномерно на всех страховщиков ОСАГО. Благодаря этому механизму страховая компания, заключающая такой договор, заранее обеспечивает будущее распределение риска наступления ответственности по нему.

ОСАГО приходит с опытом

Согласно статистике ЦБ, частота страховых случаев для мотоциклов в 3,7 раза ниже, чем для легковых транспортных средств физических лиц. Снижается и количество оплаченных убытков — 2129 в 2023 году против 3211 в 2022-м и 3990 в 2021-м.

Это может быть связано с тем, что большинство договоров ОСАГО (65,6% полисов, оформленных в 2022 году) заключается с опытными мотоциклистами, имеющих стаж от 10 лет, в возрасте от 30 лет и старше. Такие договоры характеризуются наименьшей частотой страховых случаев среди полисов ОСАГО на мотоциклы — в три раза меньше страховых случае, чем у молодых и неопытных.

По данным ГАИ количество ДТП с мотоциклистами, наоборот, выросло. Если в 2022 году произошло 6346 аварий, в которых 636 человека погибло, 6809 ранено, то в 2023-м уже 7506 аварий с 725 погибшими и 8020 ранеными.

Мотоциклисты

Перестали приносить убытки

Данные ЦБ свидетельствуют о том, что полис ОСАГО для мотоциклов уже не является убыточным бизнесом, если за прошлый год было собрано 788 млн рублей страховых премий, то выплачено по ОСАГО только 184 млн рублей, отмечают в ЦБ.

Размер средней выплаты по страховому случаю составил 93 574 рубля. По данным ЦБ, средняя выплата по мотоциклам только на 6% выше, чем по легковым автомобилям. При этом возмещение по вреду жизни и здоровью в мототранспорте происходило в 2,4 раза чаще и оно в среднем выше на 29%. Прежде всего из-за более серьезных последствий для жизни и здоровья пострадавших мотоциклистов и пешеходов.

В перестраховочный пул передается четверть всех договоров, заключаемых с мотоциклами, что в три раза больше, чем для легковых автомобилей физлиц. Такое соотношение говорит о том, что мотоциклы относятся к высокоубыточному сегменту рынка ОСАГО.

Страховой брокер «Инселиа» – это современная, динамично развивающаяся компания, лидер на рынке дистрибуции розничных страховых продуктов.

В настоящее время мы обладаем самым широким ассортиментом страховых продуктов от наиболее надежных страховых компаний России, наиболее широким сервисом для агентов, удобными офисами в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

 

По любым вопросам вы можете обратиться к нашим специалистам:

Телефон: +7 (903) 188-03-37

Электронная почта: vasilevae@inselia.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Константин
Константин
1 месяц назад

Эта статья поднимает несколько важных вопросов, касающихся страхования мотоциклов в России. Во-первых, она указывает на проблемы с доступностью оформления полисов ОСАГО для владельцев мотоциклов, особенно в начале сезона. Это вызывает беспокойство, так как отсутствие страхового покрытия может привести к серьезным последствиям в случае аварии. Хорошо, что Центробанк активно контролирует ситуацию и наказывает страховщиков за нарушения.

Во-вторых, введение перестраховочного пула позволило снизить риски для страховых компаний при работе с владельцами мотоциклов. Это важный шаг, поскольку мотоциклисты традиционно считаются более рискованной категорией водителей. Однако стоит отметить, что несмотря на снижение количества страховых выплат, статистика ГИБДД показывает рост числа ДТП с участием мотоциклистов. Это может указывать на необходимость улучшения дорожной инфраструктуры и повышения безопасности на дорогах.

Наконец, интересно отметить, что хотя мотоциклы остаются в группе повышенного риска, они перестали быть убыточными для страховых компаний. Это свидетельствует об улучшении ситуации в этой сфере и повышении уровня ответственности среди опытных мотоциклистов.

guest