Влияние внешних факторов на работу моторного масла.
Основные физико-химические свойства масел.
Каждый смазочный материал имеет технические характеристики, которые включают такие параметры, как плотность, вязкость, температура вспышки, температура застывания и другие (основные физико-химические свойства). Рассмотрим ключевые свойства и их влияние на рабочие характеристики масла.
Плотность — это объемная масса вещества, измеряемая в кг/м³. Для масел эта величина приводится при температурах +15°C или +20°C. В зависимости от качества базового масла и состава присадок, плотность масел варьируется от 700 до 950 кг/м³.
Вязкость описывает густоту масла и его способность сопротивляться течению. Масла характеризуются двумя видами вязкости:
- Кинематическая вязкость— текучесть масла при нормальных (40°C) и высоких (100°C) температурах, измеряется в сантистоксах (мм²/с или сSt).
- Динамическая вязкость— сопротивление взаимному сдвигу слоев масла, перемещающихся относительно друг друга. Измеряется в сантипуазах (cP), где cP = cSt × плотность.
Индекс вязкости — это безразмерный показатель, который характеризует зависимость вязкости от температуры. Чем выше индекс, тем стабильнее масло при изменениях температуры.
Температура вспышки — температура, при которой пары углеводородов, выделяемые маслом, воспламеняются при поднесении огня. Понижение температуры вспышки может указывать на загрязнение масла топливом.
Температура воспламенения — температура, при которой пары масла продолжают гореть не менее 5 секунд. Обычно она выше температуры вспышки на 10-50°C.
Температура застывания — это температура, при которой масло теряет способность течь под действием силы тяжести. Она важна для определения температуры, при которой масло можно безопасно переливать при хранении. Однако температура застывания не отражает низкотемпературные эксплуатационные свойства масла, такие как способность прокачиваться через систему при холодных запусках.
Общее щелочное число (TBN) указывает на запас нейтрализующих веществ в масле. Эти вещества, добавляемые в виде моюще-диспергирующих присадок, помогают нейтрализовать кислоты, образующиеся при сгорании топлива. Важно не только значение TBN, но и скорость его снижения в процессе эксплуатации.
Сульфатная зольность показывает содержание присадок на основе органических соединений металлов. Этот показатель ограничен нормативами, особенно в Европе. В бензиновых двигателях сульфатная зольность не должна превышать 1.5%, в дизельных двигателях малой мощности — 1.8%, а для мощных дизельных двигателей — 2.0%.
Испаряемость характеризует склонность масла к улетучиванию при высокой температуре. Масла с высокой испаряемостью могут приводить к увеличению расхода масла на угар и долив. Синтетические масла, как правило, имеют пониженную испаряемость.
Влияние внешних факторов на работу масла
Работа моторного масла зависит от множества факторов, таких как:
- Качество сборки двигателя
- Суммарный пробег
- Качество топлива
- Условия эксплуатации (город, трасса, езда с прицепом)
- Стиль вождения (агрессивное вождение, повышенные обороты)
- Дорожные условия (серпантин, запыленность, внедорожье)
Чем больше таких факторов, тем сильнее они влияют на способность масла выполнять свои функции и уменьшают интервал между заменами масла.
Роль присадок
Присадки в масле расходуются для:
- Нейтрализации кислых соединений
- Замедления процессов окисления масла
- Снижения износа и коррозии
Особенно важны моюще-диспергирующие присадки, которые обеспечивают чистоту деталей двигателя, и антиокислительные присадки, предотвращающие разрушение масла при высоких температурах и нагрузках.
Основные физико-химические свойства масел напрямую влияют на их рабочие характеристики, устойчивость к экстремальным температурам и способность защищать двигатель. Понимание этих параметров помогает выбрать правильное масло для разных условий эксплуатации, что обеспечивает долгую и эффективную работу двигателя.
Классификация API (American Petroleum Institute) представляет собой еще одну важную систему, обеспечивающую стандартизацию моторных масел. Она делит масла на две основные категории: “S” (для бензиновых двигателей) и “C” (для дизельных двигателей). Каждая из категорий имеет свои подкатегории, которые обозначают уровень производительности и защиты. Например, масла с обозначением “SN” или “SP” для бензиновых двигателей соответствуют современным требованиям к производительности и защите, тогда как “CJ-4” и “CK-4” для дизельных двигателей указывают на высокие стандарты защиты от износа и окисления. Важно помнить, что влияние внешних факторов, таких как качество топлива, стиль вождения и условия эксплуатации, также может существенно изменить эффективность работы масла. Поэтому при выборе моторного масла необходимо учитывать не только его классификацию, но и индивидуальные условия эксплуатации автомобиля. Это поможет обеспечить оптимальную защиту двигателя и продлить его срок службы. 🛢️
Купить масла и смазки бренда SHIELD можно у официального дистрибьютора ООО «Промтехнология». Для удобства клиентов компания имеет два склада готовой продукции в Московской и Ярославской областях.
Телефон: +7 (903) 188-03-37
Электронная почта: vae@shield-promoil.ru
Сайт: https://shield-promoil.ru/